Дети в школе: почему ваш ребенок стал плохо учиться

Большинство родителей ожидают от своего отпрыска старательной учебы, однако не всегда получают желаемое. Не все дети с удовольствием посещают занятия и выдают достойный результат. Некоторые с трудом дотягивают до среднего уровня, то и дело огорчая родителей низкими оценками. Почему ребенок плохо учится и как ему помочь стать хорошистом или даже отличником? Мы рассмотрим эти вопросы подробнее и разберем основные причины детской неуспеваемости.

Ребенок плохо учится
Далеко не все детки горят желанием стараться для получения высоких оценок

Содержание

  • 1. Причины неуспеваемости

    • 1.1. Проблемы со здоровьем
    • 1.2. Психологические сложности
  • 2. Как найти проблему?
  • 3. Способы воздействия
  • 4. Что говорят психологи?
  • 5. Видео по теме статьи
  • 6. Вопросы читателей и ответы эксперта

Почему дети плохо учатся в школе?

Проблемой с успеваемостью принято считать ситуацию, когда подросток на протяжении года получает плохие оценки. Двойки и тройки. Если ребенок — хорошист, но у него иногда проскакивают неудовлетворительные оценки, то переживать не стоит. Достаточно лишь отправить чадо к репетитору. И подтянуть проблемные предметы.

Причин, по которым ребенок регулярно получает двойки и тройки в школе — несколько. Давайте рассмотрим их.

Плохая дошкольная подготовка или ее полное отсутствие

Проблемы с успеваемостью возникают, в основном, у тех детей, которые не проходили дошкольную подготовку. Или же если она у них была слабая. Например, когда детям не давали возможности эффективно подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в школе.

Перед тем, как пойти в учебное заведение, будущий первоклассник должен освоить:

  1. Минимальные навыки чтения.
  2. Базовые знания арифметики.
  3. Знать, как пишутся те или иные буквы.
  4. Уметь выражать свои мысли.

И множество других аспектов. Помимо этого, в процессе подготовки к школе, преподаватели должны развить в ребенке усидчивость. Чтобы он смог выдерживать уроки, которые длятся по сорок — сорок пять минут. 

Перед тем, как отправить ребенка в школу, родители должны объяснить ему, чем дети занимаются в учебных заведениях. Какие у чада есть права. Какие обязанности он должен выполнять. 

В школе чересчур сложная программа

В отдельных школах (с уклоном, например, на экономику) очень непростая программа. Детей начинают нагружать профильными предметами с самого первого класса. Если ребенок никогда не проявлял особого интереса к математике, то в экономическую гимназию его ни в коем случае отправлять нельзя. Это будет чревато тем, что подросток потеряет интерес к арифметике. И не сможет эффективно учиться. Поскольку математика окажется для него слишком сложным предметом.

Если хотите отдать ребенка в гимназию с профильным уклоном, то для начала поговорите с ним. Узнайте, хотел бы он изучать то или иное направление. Если получите утвердительный ответ, то отправьте чадо на соответствующие курсы дошкольного образования. Если ребенку идея не понравится, то отправьте его в обычную школу. Без уклона на какой-либо предмет. Там чаду будет намного легче учиться.

Наличие ссор с преподавателем

Многие дети теряют желание хорошо учиться потому, что сталкиваются с конфликтными учителями. Которые всячески пытаются их задеть, оскорбить и без причины снизить оценку. Очень часто бывает так, что преподаватель начинает придираться даже к хорошему ученику. И это вызывает у него отторжение по отношению к учебе.

В школе знания ребенка не оценивают по достоинству

Еще одна распространенная причина снижения успеваемости — то, что знания чада не оценивают по достоинству. Например, когда он пишет контрольную по математике так же, как другой ученик. Указывает абсолютно те же правильные ответы. И учитель ставит другому ученику — 5, а вашему ребенку — 4. Аргументируя это, якобы, наличием ошибок (которых на самом деле нет).

В этом случае ребенок чувствует несправедливость. Понимает, что хорошо учиться — бессмысленно, поскольку учитель снизит ему оценку из-за личного отношения. И перестает стремиться к получению высоких баллов.

У ребенка наблюдаются проблемы с родителями

Если ребенок часто конфликтует с родителями, то у него с высокой вероятностью будут наблюдаться проблемы с успеваемостью. В этом случае дети используют школу, как средство для мести. Они получают двойки и тройки для того, чтобы вывести родителей на эмоции. Спровоцировать злость, агрессию и, впоследствии, грусть. 

Также, получение плохих оценок используется детьми, как инструмент протеста. Их может намеренно получать тот ребенок, в жизни которого много запретов. Помимо этого, тинейджеры могут получать плохие оценки и в том случае, если они обделены родительским вниманием.

Ребенку скучно

Множество детей, которые активно учились с первого по пятый класс, в старшей школе теряют интерес к учебе. Начинают реже выполнять задания. Перестают относиться со страхом к получению плохих оценок. 

Большинство детей стараются держать планку, и учиться на уровне четверок. Однако, бывают ситуации, когда они скатываются на тройки. И получают исключительно их. При этом, даже не пытаются исправить ситуацию.

Постарайтесь подобного не допустить.

В классе ребенка развит буллинг

Если в классе ребенка дразнят, то его настрой по отношению к учебе ухудшается. Он начинает чувствовать себя плохо в моральном плане. И поэтому перестает хорошо учиться. 

Бывают ситуации, когда отличника дразнят за то, что он хорошо учится. В результате, он сознательно скатывается на четверки и даже тройки, чтобы стать частью «крутых парней». Подобное подражание заканчивается довольно плачевно. Поскольку ребенка продолжают дразнить, несмотря на то, что он стал хуже учиться.

Ребенок устал

Некоторые дети не имеют возможности учиться на хорошие оценки из-за усталости и стресса. Последний может быть вызван чрезмерными нагрузками. Многочисленными секциями, дополнительными занятиями после школы. И многими другими делами, на которые родители отдают ребенка.

Если чадо резко стало плохо учиться, то проследите за его поведением и состоянием. Вполне возможно, что ребенок просто устал. И должен отдохнуть перед тем, как снова начать учиться дальше.

Перед тем, как помогать ребенку повышать оценки, определитесь, почему он стал плохо учиться

В обязательном порядке проанализируйте поведение ребенка. Выясните, по какой причине его оценки снизились. И только после этого переходите к исправлению ситуации.

Если вы начнете пытаться вернуть тягу к учебе, не зная истинной причины возникновения проблем, это не приведет ни к чему хорошему. Ребенок станет еще больше не любить школу. Ситуация с его оценками ни коим образом не изменится.

Факторы влияющие на развитие ребенка

У описанной выше ситуации несколько слагаемых, каждое из которых имеет на нее непосредственное влияние и может стать основной причиной ее ухудшения. Это такие факторы, как:

  • плохое здоровье ребенка;
  • отсутствие необходимого воспитания;
  • сложная обстановка дома;
  • сложные взаимоотношения со сверстниками;
  • низкая квалификация педагога;
  • нюансы самой системы образования;
  • индивидуальные особенности ребенка.

Школьник задумался

Плохое здоровье у ребенка на сегодняшний день довольно распространенное явление. В редких случаях это связано с наследственностью, чаще — с перенесенной болезнью, влиянием антибиотиков или прививок, если они были применены без учета противопоказаний. Большое влияние оказывает на здоровье ребенка качество питания — необходимые витамины и микроэлементы должны быть в рационе школьника в достаточном количестве. А пища при этом не должна быть зашлакованной, недопустимо в ней обилие вредных добавок и ингредиентов, что в современном обществе весьма распространено. Указанные факторы имеют прямое отношение к внимательности, памяти, жизненной активности и позитивному настрою ребенка и, как следствие, к способности воспринимать новую информацию.

Кроме этого, плохое здоровье может стать той причиной, по которой другие факторы, описанные ниже, будут проявлять себя в значительно большей степени.

Причины неуспеваемости

Нет доказанной зависимости между оценками в школе и будущими успехами в карьере. Истории известны множественные факты того как двоечники становились великими учеными, исследователями, артистами. При этом стоит сделать все, чтобы помочь ребенку справиться со школьной нагрузкой. Это сделать будет легче, если выяснить причину его проблем. Некоторые из них не очевидны и не всегда замечаются родителями.

Проблемы со здоровьем

Прежде чем ругать своего ученика за плохие отметки, следует разобраться, нет ли у него проблем со здоровьем, мешающих учебе. Школьник может и сам не осознавать, что он не в состоянии спокойно слушать учителя, так как имеет сложности с восприятием информации. Причины отставания в учебе, связанные со здоровьем:

  • Задержка умстенного развития, которую также называют дисфункцией мозга. Иногда ребенок нормально развивается, не отставая от сверстников. Однако уже в начальной школе начинают проявляться симптомы отсталости, которые ранее никто не замечал. Такая проблема может отмечаться лишь в какой-то одной области – например, в математике, тогда как другие предметы школьнику даются легче.
  • В некоторых случаях ребенок немного отстает в развитии от сверстников, если его мозг развивается медленнее. Причиной такого отставания может быть алкоголизм родителей, всевозможные травмы, затронувшие мозг, инсульт, несколько операций под общим наркозом, тяжелая болезнь.
  • Слабое зрение, сниженный слух. Бывает так, что родители долгое время не замечают, что сын или дочь недостаточно хорошо слышит, а зрение может упасть в короткий промежуток времени. Такой ученик не получает полную информацию на уроке, ему гораздо сложнее учиться, чем соседу по парте.
Слабое зрение
Ребенку со слабым зрением сложнее отслеживать объяснения учителя
  • Некоторые заболевания, не влияя на интеллект, затрудняют восприятие информации. Мы говорим об аутизме, гипервозбудимости. Такой малыш с трудом заставляет себя сидеть на уроке, слушать учителя.
  • Существуют такие заболевания как дислексия, дисграфия – эти отклонения не позволяют ребенку научиться читать и писать. Иногда проблема решается сама собой, но бывает что ее приходится решать довольно сложными методами.

Психологические сложности

Иногда простая конфликтная ситуация, которая случилась в классе, может превратиться в источник проблем с учебой. Почему школьник не всегда хорошо усваивает новый материал? Перечислим причины, связанные с психологическим комфортом:

  • Обстановка в классе. Учителя иногда из всех подопечных выбирают себе любимчиков, а также вполне могут невзлюбить одного из учеников – ставить ему 2 и 1 за ответ среднего уровня. Кроме того, сверстники могут травить одноклассника, обижать его и подсмеиваться над ним, когда он отвечает у доски. Все это не будет способствовать высоким оценкам. Очень часто таким грешат подростки, а не только малыши-первоклассники.
  • Семейные проблемы. Ссоры родителей, развод или конфликт папы и бабушки гораздо сильнее могут сказаться на учебе их отпрыска, чем кажется на первый взгляд. Не все дети осознают, что их вины нет в том, что взрослые ссорятся.
  • Внутренние противоречия, комплексы. Некоторые дети от природы очень застенчивы, зажаты. Им довольно проблематично заставить себя отвечать перед классом. Они могут не захотеть признаваться в этом родителям и тщательно избегать выходить «на сцену». Нечуткий учитель может ставить низкие оценки за устные ответы таким детям. Например, оценить на «3» стихотворение, рассказанное тихим голосом.
Зажатый ребенок
Зажатый ребенок чаще всего не может блеснуть своими талантами и получает незаслуженно низкие оценки
  • Непонимание важности учебы. Не все дети готовы тратить время на учебу, считая, что в жизни им математика не пригодится. В частности, подростки часто перестают стараться, когда у них пропадает мотивация. Им очень сложно выучить стих, от которого нет никакой пользы, либо просидеть весь вечер, решая сложные уравнения. Тем более, если подросток уверен, что точно знает, кем он хочет стать.

Особенности отношения к учебе в различных возрастных категориях школьников

Для младших школьников новое положение в роли ученика, понимание того, что они заняты важным делом, придает хорошей успеваемости особую важность. Учеба для этих детей – средство, помогающее удовлетворить свойственную этому возрасту любознательность, интерес ко всему новому. В начальной школе дети трепетно относятся к своим оценкам. Мотивация хорошо учиться настолько велика, что плохие отметки нередко становятся причиной слез и бурных переживаний.

Это отношение подогревает интерес и внимание родителей к их учебе. Многие мамы и папы внимательно следят за успехами и достижениями ребенка, контролируют выполнение домашних заданий. Они держат тесный контакт с учителем, часто общаются с ним по поводу текущей успеваемости детей. Родительские собрания в начальной школе практически всегда проходят в полном составе.

В подростковом периоде картина становится совершенно другой. Главная деятельность для детей этого возраста – общение, осознание своего места в социуме, в коллективе сверстников. В школу ходят теперь не учиться, а общаться. Расширение сферы интересов подростков приводит их к занятиям спортом, реализации своих увлечениях в кружках, к созданию групп по интересам, к развлечениям. Как следствие такой смены приоритетов, происходит резкое снижение уровня успеваемости, появляются тройки и двойкиребенок плохо учится

Старшеклассники к своей учебе относятся более осмысленно. Большинство юношей и девушек к старшим классам уже выбрали направление будущей профессиональной деятельности. Они вкладывают немало сил в те предметы, по которым собираются сдавать ЕГЭ, посещают по ним факультативные занятия, оставаясь равнодушными к остальным направлениям. Помимо возрастных особенностей, неуспевающие школьники могут иметь недостатки в познавательной сфере и в недостаточной мотивации  к учебе.

Семья и социализация

Воспитание имеет огромное значение! Оно необходимо с малых лет и должно формировать в ребенке важные качества. Эти качества должны проявляться в нужное время и стать основой будущей, самостоятельной жизни взрослого человека. Среди этих качеств присутствует самодисциплина, что означает развитую волю, интерес к познанию окружающего мира, уважение к людям, умудренным жизнью, правильные жизненные ценности и другие факторы. Конечно, невозможно требовать появления этих достоинств у ребенка мгновенно, да и не нужно. Характер формируется постепенно, и это формирование невозможно без заинтересованного участия самого человека.

Сложная обстановка дома может сильно выбить ребенка из колеи, на которую ему будет трудно вернуться. Обстоятельства, имеющие отношение к такой обстановке, могут касаться развода родителей, смерти родного человека, разрушительного воздействия одного из родителей или других членов семьи и тому подобного. Еще одним обстоятельством может быть переходный возраст, и плохое поведение ребенка в школе — зачастую следствие таких изменений. В этот период происходит переоценка многих событий и ценностей, что может проходить довольно тяжело, если у ребенка отсутствует заложенный правильным воспитанием «иммунитет».

Трудные отношения со сверстниками могут возникнуть по нескольким обстоятельствам, среди которых присутствует и характер самого ребенка, и то, как он был воспитан, и смог ли адаптироваться к конкретному коллективу, как может держать себя среди других ребят. Часто сложности возникают по причине несовпадения уровней развития и воспитания у детей, например, когда в классе есть хулиганы, демонстрирующие плохое поведение в школе и тем самым отрицательно влияющие на других детей.

Как найти проблему?

Если ребенок плохо учится в школе, стоит попытаться выяснить причину самостоятельно. Специалисты рекомендуют родителям присмотреться к сыну или дочери.

  • Для начала поискать предположительные проблемы со здоровьем. Насколько хорошо ребенок видит, можно выяснить, попросив его прочитать надпись некрупным шрифтом на вывеске. Чтобы проверить слух, поиграть в игру – прошептать слово, и попросить малыша повторить его. Иногда низкое зрение ни при чем – ребенок носит очки, в которых хорошо видит написанное на доске. Однако если ребенка дразнят в классе «очкариком», он может снимать очки и прятать их в футляр на уроках.
  • Некоторые родители не задумываются о том, что должен уметь делать ребенок в определенном возрасте, поскольку не имеют достаточно времени на общение с отпрыском. Стоит поговорить с ребенком, проверить его живость ума. Например, выучить с ним простой стишок, попросить отсчитать сдачу, привлечь к заполнению квитанций. Также можно поиграть с ним в настольные игры, купить книгу с логическими задачками по возрасту. Подобные действия помогут прощупать мыслительные способности ребенка, логическое мышление. В любом случае такие занятия не повредят малышу.
  • Можно попытаться выяснить, как ребенок себя чувствует на уроках, не отвлекает ли его соседка по парте. Узнать, что говорил на уроке учитель, не ругал ли сына за поведение. Вся эта информация довольна ценная, именно она поможет найти источник проблемы.
Учитель и ученик
Вполне возможно, что причиной нежелания ребенка учить определенный предмет являются плохие отношения с педагогом

Что делать родителям

Первым делом каждому родителю, искренне переживающему за развитие своего ребенка, следует постараться внимательно разобраться в происходящем и в причинах сложившейся ситуации. Очень важно это сделать вместе с ребенком, но без какого-либо давления. Он должен быть заинтересованным участником, понимающим и принимающим искреннюю заботу родителя, чего, конечно же, достичь непросто. Родителям нужно постараться объективно взглянуть на ситуацию. Они должны понимать разницу между оценкой и знанием, иметь полное представление об одноклассниках и учителях в школе, уметь объективно смотреть на свою роль в воспитании. Действительное понимание каждого отрицательного фактора и всей ситуации в целом можно назвать половиной успеха в ее решении.

Кроме устранения отрицательных факторов, можно порекомендовать активные действия в позитивном ключе. Одним таким «волшебным ключиком», с помощью которого можно преобразить ребенка, является формирование в нем психологии успеха. Причем этот успех должен быть связан в первую очередь с радостью от процесса и достижения результата, и только во вторую — от оценки или награды, что никогда не должно быть самоцелью. И здесь важно то, верит ли в себя ребенок. Все малыши изначально верят в себя и свои возможности, именно благодаря этому им удается познавать мир, начиная это познание с первого шага. Более того, они каждый день преодолевают границу знакомого, переходя в зону неизвестного, что требует внутренней храбрости и обязательной уверенности в поддержке со стороны близких людей.

Школьная жизнь родителей

Практическим примером может быть следующая ситуация. У каждого школьника наверняка есть любимый предмет или сфера деятельности, которая ему интересна. Поощряя и развивая этот интерес, необходимо мотивировать ребенка выходить за границы предпочитаемого, показывая связи с другими сторонами жизни. Так, нелюбимый многими мальчишками русский язык, на самом деле очень логичен! Он красиво и строго отражает окружающую жизнь, каждую ее мелочь. Или например, такой вроде бы гуманитарный предмет, как география, имеет множество связей с любым техническим направлением. Таким образом каждый школьный предмет можно привязать к гармоничной системе реальности и найти нужные переходы в другие дисциплины. Найти эти мостики — интересная и трудная задача для учителя и для родителей.

Способы воздействия

По мнению опытных родителей, ребенка, который плохо учится, заставить стать хорошистом нельзя. Он получит пару хороших оценок после строгого внушения, но тут же схлопочет двойку, которая перечеркнет все старания мамы и папы. Наши советы, как попытаться найти подход к своему школьнику и сделать это максимально деликатно:

  • Сначала необходимо поговорить с ребенком и объяснить, зачем ему необходимо хорошо учиться. В первую очередь, не нужно давить на жалость, отмечая, что мама расстраивается от плохих оценок. Во-вторых, лучше обрисовать ему перспективы, дать стимул получать высокие баллы, чтобы стать хорошим специалистом на выбранном поприще.
  • Обязательно нужно сделать упор, что мама с папой любят ребенка, несмотря на его оценки. Хвалить за каждый положительный балл, радоваться полученной «5» вместе со своим учеником и стараться не обвинять его, когда оценка низкая.
  • Планируется переход в другую школу (например, в связи с переездом)? Можно воспользоваться этой ситуацией. В новой школе никто не знает, что ребенок плохо учился, часто получал двойки, поэтому перед одноклассниками можно предстать в другом свете и сформировать себе иную репутацию. Для этого нужно мотивировать ребенка учить дома уроки, помогать ему на первых порах.
  • Родителям необходимо строго следить за режимом дня ребенка, стараться обеспечить ему полноценный сон, отдых после уроков. Невыспавшийся ученик не будет внимательным на уроке, ему трудно сосредоточиться на новом материале. Не стоит забывать о прогулках и физических нагрузках.
  • Если в семье ученик средней школы, важно обеспечить ему комфортную обстановку. Подросток может плохо учиться, если ему не хочется оставаться дома, где родители постоянно «пилят» его.
  • Чтобы пробудить интерес к занятиям, надо постараться увлечь его духом соревнований. Например, предлагать ответить на какой-либо вопрос, заданный неожиданно по истории, географии, или по русскому языку. Если ответ верный – поощрять, хвалить, стимулировать тем, что он любит. Можно придумать и собственные способы разогревания интереса.

Заключение

Детальный анализ причин плохой успеваемости подскажет вам, как действовать дальше. Если ребенок будет продолжать плохо учиться, то обратитесь к психологу. Он подскажет, как улучшить успеваемость. И даже может пригласить ребенка на сеанс. Чтобы помочь ему избавиться от проблем, которые мешают хорошо учиться в школе.